В настоящее время не смотря на все усилия, проводимые нашим государством в рамках антинаркотической политики, наблюдается неуклонный рост первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, вызванными употреблением наркотиков. Так, за период с 2011 по 2015 гг. среди подростков 15 -17 лет диагностика синдрома зависимости от наркотиков (наркомания) обнаружила прирост почти в четыре раза - с 4,7 до 17,9на 100 тыс. подростков, а психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением наркотиков – вдвое - с 66,8 до 120,8. Действующая до настоящего времени информационная модель первичной профилактики, предполагающая, что знание конкретных фактов, касающихся негативных последствий употребления наркотиков, приведет к отказу от их употребления оказалась мало эффективной. Тем не менее, современная наука накопила достаточный багаж знаний о целом комплексе факторов, воздействующих на образ жизни. Были выделены психогигиенические условия, способствующие профилактике аддиктивного поведения учащихся школ, разработана новая технология психопрофилактического сопровождения в качестве инструмента управления устранимыми поведенческими рисками школьников. На ее основе разработаны и успешно применяются ряд инновационных психопрофилактических программ. Таким образом, эффективная первичная психопрофилактика должна быть направлена на формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и развитие психического здоровья школьников с учетом возраста, пола, состояния здоровья и психоэмоциональных характеристик.