Происходящие в России коренные социальные преобразования, сопровождающие переходный период кризисные явления определяют особую активность развития системы культурологического образования и воспитания школьников.
Современная школа не справляется с этими требованиями. Следовательно, требуется заменить традиционную модель школы на другую – культурной модели школы, которая соответствует принципу культуросообразности.
Культуросообразность – это соотнесение образования с культурой как множеством социальных пространств, его включенность в разнообразные текущие культурные процессы (и наоборот).
Человек получает образование затем, чтобы стать соучастником культурного процесса, вести диалог с ней, то есть быть не только потребителем культуры, но и носителем и творцом ее. Творит культуру не только тот, кто, например, пишет музыку, но и тот, кто ее слушает – при условии, что это становится для него событием, возбуждающим реакцию и ума, и сердца. Полем жизнетворчества и самоопределения личности подростка становится культуроведческие знания, приобретаемые им в системе культурологических дисциплин, одними из которых – история и обществознание.
В этой работе я хотела бы остановиться на таком обучающем и воспитательном аспекте как народная культура. Освоение учащимися народной культуры содействует формированию социальных навыков и позитивно влияет на развитие ценностно – мотивационной сферы учащихся, что крайне актуально в современных условиях. Кроме того, народную культуру осваивают «изнутри», без внешнего транслятора, при чем не столь на информационном, сколько на деятельном уровне – практически.