Апробация педагогических и учебных работ в СМИ - Статья, доклад, презентация, конспект урока/занятия, сценарий мероприятия или др. методические разработки

Современные подходы к профилактике зависимостей в подростковой среде

Автор Ангел Милада Сергеевна
Вологодский областной наркологический диспансер №2, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Дата публикации 05.06.2017
Период публикации Образование XXI века
Рекомендуемая ссылка:

Ангел Милада Сергеевна, Современные подходы к профилактике зависимостей в подростковой среде. Публикация в СМИ: "Наука и образование ON-LINE" (Образование XXI века). Дата публикации: 05.06.2017. Регистрация СМИ: ЭЛ№ФС77-70153 от 30.06.2017 (предыдущее Эл№ФC77-49690 от 26 апреля 2012). URL доступа: https://pedagog.eee-science.ru/listing/sovremennye-podhody-k-profilaktike-zavisimostej-v-podrostkovoj-srede/

Аннотация

В настоящее время не смотря на все усилия, проводимые нашим государством в рамках антинаркотической политики, наблюдается неуклонный рост первичной заболеваемости наркологическими расстройствами, вызванными употреблением наркотиков. Так, за период с 2011 по 2015 гг. среди подростков 15 -17 лет диагностика синдрома зависимости от наркотиков (наркомания) обнаружила прирост почти в четыре раза - с 4,7 до 17,9на 100 тыс. подростков, а психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением наркотиков – вдвое - с 66,8 до 120,8. Действующая до настоящего времени информационная модель первичной профилактики, предполагающая, что знание конкретных фактов, касающихся негативных последствий употребления наркотиков, приведет к отказу от их употребления оказалась мало эффективной. Тем не менее, современная наука накопила достаточный багаж знаний о целом комплексе факторов, воздействующих на образ жизни. Были выделены психогигиенические условия, способствующие профилактике аддиктивного поведения учащихся школ, разработана новая технология психопрофилактического сопровождения в качестве инструмента управления устранимыми поведенческими рисками школьников. На ее основе разработаны и успешно применяются ряд инновационных психопрофилактических программ. Таким образом, эффективная первичная психопрофилактика должна быть направлена на формирование навыков здорового образа жизни, сохранение и развитие психического здоровья школьников с учетом возраста, пола, состояния здоровья и психоэмоциональных характеристик.

Ключевые слова

Аддиктивное поведение, зависимое поведение, отклоняющееся поведение подростков

Библиографический список

  1. Онищенко, Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков [Текст] / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. – 2014.
  2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»
  3. «Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2014-2015 годах/ Статистический сборник НИИ наркологии - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России
  4. Алехин А.Н., Малкова Е.Е. Cаморазрушающее поведение подростков – феномен и научная проблема // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. – № 2. – С. 191-198.
  5. Калин, Н. И. Клинико-психологическая типология нарушений психической адаптации в подростковом возрасте / Н.И. Калин, Е.Е. Малкова // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4 (15).
  6. Осташева Е. И. Псевдопсихопатологические феномены в поведении современных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2015 № 174 С. 153-158
  7. Данилова С.В. Профилактика употребления подростками психоактивных веществ // В сборнике: Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 2016. С. 79-84.
  8. Профилактика подросткового алкоголизма. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. russlav.ru/alkogolizm/profilaktika-podrostkovogo-alkogolizma.html.
  9. Шейн Е. А. Писаревская М. А. Алкогольная зависимость: профилактика среди детей и молодежи // В книге: Здоровый образ жизни как условие устойчивого развития государства и фактор формирования конкурентоспособной личности материалы межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией В. В. Пономарева. 2015. С. 85-92.
  10. Спрангер Б. Е. Анализ состояния обучающих программ "Формирование жизненных навыков" в мире // Вопросы наркологии. 1994. 322 с.
  11. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. : Радуга, 2004. 192 с.
  12. Подросток на перекрестке эпох / под ред. С. В. Кривцовой. М. : Генезис, 1997. 146 с.
  13. Москвитин, П.Н. Метод «профилактической психодрамы» в предупреждении зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков / П.Н. Москвитин, Б.Д. Цыганков, Н.А. Сирота. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2011. – 248 с.
  14. Дорога к дому. Целевая социальная программа компании "Северсталь" для решения проблем социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. http://dorogakdomu.ru/projects/zdorovoe-pokolenie/
  15. Отчет о реализации муниципальной программы «Здоровый город» на 2014-2022 годы за 1 полугодие 2016 года st.cherinfo.ru/pages/2016/08/29/zg-otchet-o-mp-za-1-polug-2016.docx
  16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сб. науч. ст. – М.: МГППУ, 2011. – С. 14–22.
  17. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. – М.: МПСУ, 2011. – 16 с.
  18. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. – 2007. – №4. – С. 3–10.
  19. Силкина И.А., Кирьякова А.В. Становление целостного и ценностного образа Мира подростков: интеграция и преемственность // Учеб.-метод. пособие для учителей инновационных школ. – Оренбург: ООО «НикОс», 2011. – 139 с.
  20. Алёхин А.Н. Cаморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема // Universum: Вестн. Герценовского ун-та. – 2012. – № 2. – С. 191–198.
  21. Алехин А.Н., Вертячих H.H. Социальный компонент патогенеза нарушений адаптации // Психическое здоровье. – 2010. – № 6. – С. 46–48.
  22. Змановская Е.В. Теоретико-методологическое обоснование общей теории девиантности и девиантного поведения // Уч. зап. Санкт-Петерб. гос. ин-та психологии и соц. работы. – 2008. – Т. 9. – № 1. – С. 133–138.
  23. Алехин А.Н., Королева Н.Н. Смысловые структуры образа мира, как внутренние факторы саморазрушающего поведения современных подростков.// Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 99-109.
  24. Битенский В.С. Клинические и терапевтические аспекты наркоманий в подростковом возрасте: дис.на соиск. уч. степ. д-ра мед. наук: 14.00.45. М. 1991.
  25. Рерке В.И. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности подростков с наркозависимым поведением: дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук 19.00.07. Иркутск. 2003.
Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке